Человеку, который далек от вопросов кораблестроения, трудно увидеть отличия двух скоростных катеров по внешнему виду. Даже в случае равной мощностей двигателей один из них может развивать большую скорость, чем другой. Человеку, который далек от вопросов кораблестроения, трудно увидеть отличия двух скоростных катеров по внешнему виду. Даже в случае равной мощностей двигателей один из них может развивать большую скорость, чем другой. Значение имеют:
- геометрия корпуса;
- тип и/или компоновка движителя.
Вопросы загрузки или центровки дополнительной массы, несмотря на важность, можно оставить за скобками, т. к. это событие носит случайный характер и зависит только от владельца катера.
Корпус скоростного катера
Определяющим фактором можно считать грузоподъемность катера, которая складывается из соотношения длины и ширины. О скоростных характеристиках скажут форма (обводы) и материал корпуса катера.
Материал
Материал корпуса является одним из показателей скоростных характеристик катера. Металлический или литой пластмассовый корпус имеет худшие скоростные характеристики по сравнению со стеклопластиковым. Причина проста: корпус высокоскоростного катера — производство штучное или мелкосерийное, а изготовление штампа или литьевой формы требуемых для катера размеров — очень дорогое дело. Металлический или пластиковый корпус применяется для массовых моделей грузоподъемностью до 3-х человек и скоростью до 20…30 узлов (37…55 км/час).
Обводы корпуса
Технология изготовления из стеклопластика позволяет получать корпуса большого водоизмещения (грузоподъемности) со сложным профилем.
Основные признаки скоростного катера:
- Основной профиль днища имеет вид «глубокого V» с углом 17…23°. С увеличением угла улучшается курсовая устойчивость, но возрастают силы трения и увеличивается мощность, требуемая для выхода на глиссирование.
- На днище присутствуют продольные реданы — выступы определенной формы, которые проходят от носа до кормы. Профиль редана изменяется от носа к корме от острого к более плоскому. Количество реданов зависит от ширины катера. Продольные реданы значительно повышают курсовую устойчивость, уменьшают крен катера и боковое соскальзывание при повороте на полной скорости.
- Для облегчения выхода на режим глиссирования применяются один-два поперечных редана. Но они же увеличивают потребность в мощности при начале движения.
- Своими пропорциями катер визуально должен доставлять удовольствие.
Движитель
Существует два типа движителей — гребной и водометный.
Гребной движитель
Для скоростного катера имеют значение форма гребного винта и их количество, т. к. при вращении винта возникают силы, которые стремятся провернуть катер вокруг оси его вращения. На скоростных катерах устанавливаются два (три) винта с встречным вращением винтов или столько же подвесных моторов.
На современных катерах со скоростью 60 уз. устанавливают частично или полупогруженные гребные винты, которые изменяют свое положение относительно корпуса по мере выхода на скоростной режим. В режиме полной скорости винт погружен по ось вращения. Это сделано для экономичного выхода на режим глиссирования и снижения сопротивления воды выступающему кронштейну и регулирующей тяге корпуса винта.
Водометный движитель
Водометы устанавливаются на катерах большого водоизмещения для движения со скоростью 35…50 узлов. ВД с двумя соплами или заслонкой улучшает управляемость и не требует реверса двигателя при движении задним ходом
В проект скоростного катера закладывается один тип двигателя (максимум два), т. к. это влияет на заявленные производителем показатели (масса двигателя, расход топлива и пр.).
Выбор скоростного катера — сложное дело. В вопросах дизайна и функциональности интерьера давать рекомендации невозможно, главное, чтобы он понравился, а для интереса — задайте продавцу вопрос о числе Фруда для продаваемого катера и посмотрите на его реакцию. Для глиссирующих катеров оно должно быть больше трех.